Каталог товаров
Каталог товаров
Хоккейная экипировка Виды спорта Велотовары Одежда и обувь Спортивное питание Тренажеры и фитнес Все для летнего отдыха Все для зимнего отдыха Рыбалка и охота Туризм и кемпинг Дача и пляж Мототехника

Обращаем внимание на узлы и механизмы при выборе велосипеда

1 мая, 2014

Велосипед классической конструкции состоит из рамы, рулевой вилки, руля, переднего и заднего колеса, седла, закрепленного в раме с помощью подседельного штыря, шатунов (кривошипов) с педалями, цепной передачи и тормозов. Также велосипед может быть оборудованы одним или двумя амортизаторами, багажником, подножкой, светотехникой и звуковым сигналом.

РАМА ВЕЛОСИПЕДА

Рама велосипеда – самый важный элемент велосипеда, а также часто самый дорогостоящий.

  • Классическая закрытая рама состоит из труб (перьев), которые образуют два треугольника. Задний треугольник раздвоен для крепления заднего колеса. Такая конструкция рамы обеспечивает максимальную жесткость при минимальном весе.
  • Также существуют открытые рамы. Отличаются открытые рамы тем, что верхняя труба идет рядом с нижней или вообще отсутствует. Такие велосипеды традиционно называются «женскими». На велосипед с открытой рамой легче садиться, но он тяжелее велосипеда с такими же характеристиками, но закрытой рамой.
  • Складная рама позволяет сложить, что делает его более компактным при хранении и транспортировке велосипеда.

По материалам из которых изготовлены рамы, их можно разделить на следующие типы:

  • В дешевых велосипедах используются обычные стальные рамы. Они дешевые, достаточно прочные, но тяжелые. Хорошие стальные рамы изготавливаются из хромомолибденовых сплавов. Рамы из хромомолибденовых сплавов лишь немногим тяжелее алюминиевых и обладают отличными усталостными характеристиками.
  • Алюминиевые рамы легче и жестче стальных. Основным минусом таких рам являются плохие усталостные характеристики алюминия и в отличие от хромомолибденовых, алюминиевые рамы разрушаются внезапно.
  • Титановые рамы также достаточно легкие, но титан очень мягкий металл и это является недостатком. В остальном титановые рамы обладают многими преимуществами: они не боятся ни холода, ни жары, ни химических веществ, и практически вечны.
  • Магниевые рамы так же легки, как и титановые, но они неустойчивы к коррозии. Такие рамы необходимо беречь от царапин. К тому же, магний, также как и алюминий, обладает плохими усталостными характеристиками.
  • Рамы из углепластика (карбона) легче всех остальных, однако очень дороги. Главный их недостаток, помимо цены, - хрупкость: карбоновую раму велосипеда можно повредить сильным точечным ударом. Также, у карбона плохие усталостные характеристики.

На сегодняшний день на большинстве велосипедов используются рамы из алюминиевых сплавов. На дорогих гоночных велосипедах используют либо алюминиевые рамы с карбоновыми задними перьями, либо полностью из углепластика. Все остальные материалы рам (титан, скандий, магний) — это, скорее, экзотика.

РУЛЬ, ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ

Руль, вынос и рулевая колонка. Велосипедный руль может быть нескольких типов:

На дорожных велосипедах рукоятки руля подняты вверх. Это сделано для того, что бы велосипедист сидел на велосипеде с высокой посадкой, что бы было удобно контролировать дорожную обстановку.

На шоссейных велосипедах руль имеет сложную форму (рога) - это дает возможность сидеть как с низкой посадкой (для увеличения скорости), так и с высокой посадкой.

На горных велосипедах руль делается прямым или слегка изогнутым, для уверенного управления на бездорожье.

Переключатели. Передний и задний. Самая главная деталь велосипеда после рамы. Передний переключатель перебрасывает цепь между передними звездами на системе. Задний переключатель перебрасывает цепь между задними звездами на кассете.

Манетки - ручки переключателей, приводящие их в действие, расположены на руле. Правая отвечает за задний переключатель, левая - за передний.

СИСТЕМА АМОРТИЗАЦИИ

Вилка бывает двух типов - амортизационная и жесткая. Жесткую вилку ставят, в основном, на велосипеды нацеленные на скорость - шоссейные, туристические и трековые модели, а амортизационную вилку, на горные велосипеды и гибриды, поскольку, она поглощает не только удары, но и часть энергии от педалирования и дает на шоссе лишний вес. Амортизационные вилки различают по длине хода (от 40мм до 300 мм) и типу механики - воздушные, маслянные, эластомерные и смешанных типов.

Задним амортизатором оборудуют горные и туристические модели, его установка возможна только на специализированную раму. Задний амортизатор, как и передний (вилка), сьедает часть усилий велосипедиста, добавляет веса велосипеду, комфорта и управляемости велосипедисту.

СИСТЕМА ТОРМОЖЕНИЯ

Тормоза - один из важнейших компонентов велосипеда. Существуют три основных вида тормозов:

  • тормоза на базе тормозного барабана - торможение начинается тогда, когда велосипедист крутит педали в обратную сторону. Часто применяется в городских байках.
  • ободные тормоза - тормоза клещевого типа или V-brake, зажимающие обод колеса велосипеда.
  • дисковый тормоз - тормоза где торможение происходит за счет сжатия диска закрепленного на втулке колеса (как в мотоциклах).

V-brake и дисковые тормоза так же могут быть гидравлические (жидкостная система), механические (усилие передается тросиком) и гибридные.

СИСТЕМА

Система - это набор из передних звезд и шатуна. Обычно состоит из трех, реже двух или одной звезды. Некоторые системы, оборудуются защитным пластиковым кольцом - это предохраняет одежду от попадания между зубьями и цепью. Шатуны крепятся к системе, а к ним крепятся педали.

Цепь постоянно подвержена износу и подлежит постоянному уходу, смазке и своевременной замене.

Кассета - задний набор звездочек. На современном велосипеде, количество звезд кассеты составляет от 6 до 10. Большее количество звезд, дает значимый прирост возможных передаточных отношений с кассетой, что позволяет выбрать комфортную передачу для любого уклона дороги и это позволяет заехать на очень крутой склон.

КОЛЕСА

Обод колеса
От прочности обода колеса, зависит долговечность колеса в целом и, во многом, скорость велосипеда. Для горного велосипеда стандартный диаметр колеса 26″ (но есть модели и 28″, 29″), шоссейного или гибрида 28 дюймов.

От типа покрышки прямо зависит устойчивость велосипеда на разных типах дорожного покрытия и скорость. Покрышки различают по плотности резины, виду протектора и ширине. Покрышки без протектора или с маловыраженным рисунком, называют “слик”, с чистым верхом, но боковыми шипами - “полуслик” и, наконец, “шиповка”, чья рабочая поверхность имеет ярко выраженный протектор.

Втулки колеса - сложный закрытый от грязи механизм, который обеспечивает вращение колеса на оси и “держит” спицы. Подвергается большим нагрузкам, поскольку, на него приходится весь вес велосипедиста и велосипеда. Существует множество видов втулок, которые предназначены для разного типа нагрузки, вида тормозов и количества спиц.

СЕДЛО

Правильный и вдумчивый подбор седла для своего стиля катания крaйне важен. Шоссейные седла узкие и длинные, седла для горных велосипедов более широкие, а у городских байков они очень широкие, подпружиненные, ориентированные на вертикальную посадку. Существует разделение на мужские и женские (зачастую не сильно отличаются). Материал: кожа, кожзаменитель, прочие. Основной критерий при выборе седла - удобство.