Если правильно заточить коньки, игроки могут достичь значительного прогресса в своем мастерстве катания на льду! Заточка занимает немало времени в жизни рядового хоккеиста, тем более, если посещение катка происходит минимум 1 раз в неделю. Какие преимущества несёт в себе качественная заточка коньков? Быстрое и лучшее скольжение на льду, контроль лезвия, баланс и максимальное ускорение.
Казалось бы, отдал коньки мастеру, ответил на несколько вопросов, которые помогут специалисту в заточке, и ждёшь. Но будет намного полезнее, если вы будете сами разбираться в некоторых нюансах – это поможет вам точно определять, с чем связаны ваши успехи или недочёты на льду (с качественной заточкой или с её отсутствием), а также понимать, что вы хотите в итоге получить от своих коньков на льду.
Заточка – дело очень и очень индивидуальное! Впрочем, как и многие другие моменты в хоккее, будь то подбор клюшки или шнурков для коньков. Чтобы понять, из чего складывается процесс заточки, рассмотрим термины, используемые профессионалами и любителями.
«Площадка» или «Рёбра». Площадь контакта лезвия со льдом. Важно чтобы «площадка» была одинакова на правом и левом коньке. Заточка площадки лезвия ВСЕГДА носит индивидуальный характер. Если вы новичок, то вначале можно осваивать хоккейный лёд, используя заводскую заточку. Впоследствии вы поймёте, чего вам не хватает, начнёте экспериментировать и заточите коньки под себя.
Длина «площадки» влияет на скорость, устойчивость, манёвренность. Каждый спортсмен находит, оптимальное для себя, соотношение длины «площадки» и глубины желоба.
Размерная сетка площадок начинается с 30 мм и заканчивается на 60 мм (градация выглядит так: 30 – 35 – 40 – 50 - 60 мм). Самая маленькая площадка точится на маленький размер конька, а самая большая площадка точится на самый большой размер конька. В практике чаще всего используются такие площадки, как 40 мм, 50 мм, так как на большой площадке неудобно кататься, ибо это создает дискомфорт при маневрировании. При этом нет возможности быстро и вовремя развернуться или просто повернуть.
«Радиус» или «Желобок». В лезвии, по длине, вытачивается желоб, который необходим для боковой устойчивости при манёврах, торможения, отталкивании. Позволяет увеличить маневренность катания. Средним желобом считается 12-15. Индивидуальный подбор желоба осуществляется только опытным путем. Обычно начинают пробовать со среднего, а с каждой последующей заточкой можно менять желоб в большую или меньшую сторону. Только так можно найти свой номер желоба и точить его при каждой новой заточке.
Само лезвие можно поделить на 3 условные зоны:
ПОДСКАЗКА!
В Интернете много информации, где авторы используют различные термины, но говорят об одном и том же. Для вашего удобства уточним:
Площадка = Ребра = Профиль лезвия = Контур лезвия = Канавка.
Радиус = Желобок = Выемка
ВНИМАНИЕ:
С заточкой рёбер надо быть осторожными - срезанного не вернёшь. Но, конечно, можно поменять лезвия, если вы катаетесь на коньках со съёмным лезвием. Некоторые мастера любят «снять побольше, чтобы стартовал лучше». Знакома эта фраза? Тогда будьте бдительны и затачивайте коньки строго под свои потребности.
ПОДСКАЗКА:
КПД определяется так: хороший накат + хорошее сцепление со льдом + минимальные затраты сил.
Теперь рассмотрим подробнее каждый вид заточки.
1. Стандартная заточка используется чаще всего новичками. В самом начале важно «почувствовать» коньки и лёд, а уже потом оттачивать своё мастерство с помощью заточки.
Этот способ – самый распространённый и проверенный временем. Его надёжность даже не обсуждается. Тут главное, чтобы глубина желобка соответствовала весу и некоторым другим определенным свойствам спортсмена. Свойства определяются так:
2. FBV или Flat Bottom «V» — это вид заточки точится на американских станках фирмы BLACKSTONE и BLADEMASTER. О данной заточке много разных мнений, как положительных, так и отрицательных.
ПЛЮС – своеобразный желобок. Если у стандартной заточки желобок имеет округлый канал в виде полукруга, то в данном случае заточка FBV имеет трапециевидный канал желоба - когда от внутренней плоскости желобка точится канал к стенкам лезвия по трапеции. И вот вам сразу преимущество: такая форма желобка способствует жесткому сцеплению лезвия со льдом и в разы повышает устойчивость. Когда лезвие «вгрызается» в лёд, заточка FBV уменьшает площадь соприкосновения лезвия со льдом. Большая площадь соприкосновения всегда увеличивает нагрузку при трении, а это плохо. К тому же не в каждом городе есть станок, который позволяет заточить коньки данным способом.
МИНУС данной заточки - это её недолговечность. Недолговечность кроется в тонких трапециевидных стенках, которые не выдерживают жесткой поверхности льда. При небольшом ударе лезвия о любую поверхность, которая жестче льда (пластик или метал), края стенок забиваются. Это приводит к сколам или шероховатостям. В целом эта заточка лучше стандартной, но хуже Channel-Z.
Проблемы сколов лезвия легко избежать, если вы не будете выбегать без чехлов со льда на проходную поверхность. Зато ощущения от взаимодействия со льдом будут очевидны!
При подборе размеров желобка также важно учитывать свойства игрока.
где 90мм и 100мм – это длина верхнего основания трапеции,
50мм и 75мм – длина сторон трапеции.
3. Channel-Z. Повторимся, это уникальная заточка. Она решает проблему «проскальзывания» по льду и обладает рядом замечательных, на наш взгляд, характеристик. Из картинки выше вы помните, что желобок у этой заточки имеет стандартный округлый желобок и квадратный канал внутри стандартного желобка.
Желобок Channel- Z так же, как и стандартный желобок, подбирается по всем свойствам, которые указаны ранее, но с наименьшим коэффициентом, то есть с меньшим числовым значением. Чтобы было удобно сравнить этот тип заточки с FBV способом, также выделим плюсы и минусы.
ПЛЮС. Канал - Z, который находится внутри желобка, повышает маневренность катания, сразу реагирует на импульсы игрока, когда тот хочет резко свернуть, оттолкнуться или совершить иной маневр. Этот вид заточки отрабатывает на 100% , когда вы начинаете движение.
ПЛЮС. В пассивном накате Z-заточка также уменьшает сопротивление. Происходит это за счёт вырезанного Z- канала, который усиливает «цепкость» со льдом и дополнительно снижает сопротивление. А значит, приобретается накат.
ПЛЮС. В Z-канале остается пустота («внутренний дополнительный желобок»), которая заполняется водой от растапливания льда при трении с лезвием. Эта растопленная вода придаёт дополнительную смазку при катании, тем самым увеличивая скорость при разгоне.
Плюсов оказалось три, а минус один:
Цена. Этот вид заточки точится гораздо сложнее, требует больших затрат времени и ресурсов, таких как точильный диск, установленный в станке, и алмаз, который заправляет камень, срезая углы камня каскадом, придавая тем самым двойной желобок. Этим и объясняется цена на заточку.
Заточка Channel — Z имеет три варианта: S, M, L. «S» — самый узкий канал, «M» — средний, а «L» — соответственно самый широкий.
И напоследок пара слов о твёрдости лезвия. Чем тверже материал лезвия, тем выше его качество, и тем реже необходимо делать заточку коньков. А чтобы заточка сохранилось дольше, необходимо ухаживать за лезвиями, иначе они очень быстро поржавеют, покроются коррозией и станут непригодными.
Чтобы избежать этого и постоянно держать лезвия в отличном состоянии, после каждого катания насухо вытирайте лезвия коньков, а когда ходите не по льду, носите на лезвиях защитные чехлы. Эти несложные действия увеличат срок службы коньков в разы.
Уважаемые клиенты, вся информация на сайте носит исключительно справочный характер и не является публичной офертой. Информация может содержать случайные технические ошибки, производитель вправе изменять параметры, дизайн и комплектацию товаров без предварительного уведомления. Характеристики и комплектацию товаров уточняйте при покупке. ИП Гуськов Олег Сергеевич / ОГРНИП: 305482218600044. Цены на сайте могут отличаться от цен в розничных магазинах.
Мы используем файлы cookie для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями. Продолжая просмотр сайта aktiv48.ru, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.